Часто задаваемые вопросы

Жилищно-коммунальное хозяйство

Предоставление жилищно-коммунальных услуг: вопросы и ответы  

Какие документы регламентируют предоставление жилищно-коммунальных услуг?

Прежде всего договор. Собственники, жильем которых управляет специализированная компания, заключают договор с данной организацией; собственники, решившие управлять самостоятельно, имеют договора непосредственно с поставщиками услуг. Если в доме создано товарищество собственников жилья или домом управляет жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, соответствующим документом является решение общего собрания.

Теперь о законодательной базе. Прежде всего, это Жилищный кодекс Российской Федерации. Иметь его и знать хотя бы основные положения  важно любому собственнику, заинтересованному в эффективной эксплуатации  и сохранности своего жилья.

Постановление Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года утвердило правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг; постановление Правительства РФ № 307, датированное тем же днем, подробно регламентирует порядок потребления коммунальных услуг гражданами; постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года утвердило правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения платы в случае оказания услуги ненадлежащего качества. И еще один подробный, поэтому объемный, документ, способный пролить свет на организацию оказания жилищных услуг  - Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года о правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда.

Является ли заключение договора обязательным для предоставления жилищно-коммунальных услуг и кому выгодно заключение договора – поставщику или потребителю?

Заключение договора обязательно. А выгодно это той стороне, которая желает заранее оговорить права и обязанности, а после этого твердо намерена следовать и контролировать исполнение договора.  Письменная форма договоренности является гарантом соблюдения  его участниками принятых на себя обязательств.

Что должен обязательно содержать договор по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и какие пункты необходимо внести, чтобы защитить себя от ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств?

Прежде всего, договор должен содержать условие о предмете, то есть по поводу чего, собственно говоря, заключается договор. Этот документ должен содержать пункты о правах и обязанностях сторон, а также ответственности, которая наступает, если одна из сторон не  выполняет обязательств.  

Условие о стоимости услуг – обязательное. Цена услуги, порядок расчета платежей, сроки оплаты – все это должно быть оговорено в договоре, точно так же, как порядок изменения размера платы при предоставлении услуги ненадлежащего качества или с перерывами. Обязательно нужно учесть, что в договоре должен быть прописан порядок установления факта поставки некачественной услуги.

 Еще одно обязательное условие договора – сроки и порядок поставки жилищно-коммунальных услуг, без этого договор может быть признан недействительным.

Условия, содержащие требования к качеству и количеству поставляемых услуг, выгодно прописать в первую очередь потребителю.

Немаловажными являются условия изменения, расторжения и продления срока действия договора.

В целом, условия договора не должны противоречить действующему законодательству. Напомним, что примерный текст договора, в полной мере учитывающий интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг, можно скачать на сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики:

http://minstroy.tatarstan.ru/rus/razvitie-samoupravleniya-v-zhilishchnoy-sfere.htm?pub_id=259837

Что нужно предпринять, если поставщик отказывается вносить изменения в договор, подготовленный им же самим?

Прежде всего, подготовить протокол разногласий и направить его поставщику по почте с уведомлением о вручении  или нарочным с отметкой о получении. Если в течение месяца ответ не получен или же получен отрицательный ответ, можете выбрать другую управляющую компанию.

Как действовать, если в расчете платы за жилищно-коммунальные услуги учитывают нормативы, а не показания индивидуального счетчика?

Показания индивидуального прибора учета, если он соответствует предъявляемым требованиям и должным образом зарегистрирован  (приборы учета должны иметь сертификат утвержденного типа Госстандарта России и должны быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений, быть опломбированы органами метрологической службы и иметь действующую отметку (печать) о государственной поверке), должны быть приняты для расчета платежа в обязательном порядке. Если счет-фактура отображает не показания счетчика, а нормативные расчеты, нужно обратиться в организацию, осуществляющую управление вашим домом. Существует практика, когда перерасчет, согласно показаниям счетчика,  производится по истечении определенного времени, а до того сумма начисляется, исходя из принятых нормативов. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354), при обращении потребителя исполнитель обязан  провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи (выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя).

Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

 В случае необоснованного отказа рассчитывать плату по показаниям индивидуального прибора учета или отсутствия ответа от организации рекомендуем обратиться в жилищную инспекцию.

В каком случае услуга может быть признана услугой ненадлежащего качества?

К каждой услуге требования свои. Начнем с водоснабжения. Водоснабжение (холодное и горячее) должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение месяца, не более 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – не более 24 часов. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Отклонение норм давления, а также состава свойств холодной и горечей  воды не допускается. В случае выявления данных нарушений также производится перерасчет. Температура горячей воды должна быть не менее 500С, допустимое отклонение в ночное время не более 5 градусов, в дневное – не более 3.

Далее об электроснабжении. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения – не более 2 часов при наличии двух независимых источников питания и не более 24 часов при наличии одного источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Не допускается отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов, снижение размера платы в данном случае происходит также на 0,15 процента за каждый час поставки услуги ненадлежащего качества.

Газоснабжение должно быть также круглосуточным и бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва не более 4 часов (суммарно) в течение месяца. За каждый превышающий данный перерыв час размер платы снижается на 0,15 процента.

Услуга отопления поставляется по следующим параметрам: начало и окончание отопительного периода определяется местным органом власти (напомним: начало отопительного сезона устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 80С, а конец отопительного периода при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 80С в течение пяти суток подряд). Если в доме автономная система отопления - сроки начала и окончания отопительного сезона определяют собственники помещений.  Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 180С,   в угловых комнатах - не ниже 200С. Причем допустимое снижение температуры в ночное время - не более 3 градусов, допустимое превышение – не более 4 градусов.

Допустимая продолжительность перерыва отопления не должна превышать 24 часов (суммарно) в течение одного месяца, и 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 до 18 градусов, 8 часов - при температуре в квартире от 10 до 12 градусов, 4 часов - при температуре от 8 до 10 градусов. За каждый час, превышающий допустимую продолжительность, или за каждый час отклонения температурных показателей размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента.

Поставка жилищных услуг (управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.) регулируется следующим образом. Общее собрание собственников самостоятельно решает с какой периодичностью и как будут оказываться эти услуги, сколько это будет стоить. Можно ограничиться поддержанием порядка в соответствии с принятыми правилами и нормами, а можно изменить структуру  оказываемых услуг, обеспечив жителям более комфортные условия проживания.

Как нужно зафиксировать факт непредоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества для того, чтобы был произведен перерасчет?

В первую очередь необходимо уведомить аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать как в письменной форме, так и в устной  (в том числе по телефону). Необходимо сообщить свое имя, адрес, а также изложить суть проблемы. В свою очередь сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить свое имя, регистрационный номер заявки и время ее приема.  

Далее процедура прописана таким образом: если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины происшедшего, он обязан сообщить о них и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка и будет являться основанием для признания факта непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины происшедшего, он должен согласовать с потребителем точное время и дату установления факта или согласовать время и дату проверки качества предоставления услуги.

По результатам проверки составляется акт, он подписывается потребителем услуги и исполнителем по договору предоставления услуги. Если эти две стороны не приходят к единому мнению, то они назначают новое время для проведения экспертизы, на которую теперь уже приглашаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

Что должен содержать акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества?

Прежде всего, там должны быть указаны параметры нарушения качества, а также время и дата начала непредоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества. Очень важно отметить, что началом непредоставления услуги будет считаться момент, когда была подана заявка в аварийно-диспетчерскую службу, либо время, указанное в акте, либо время начала нарушений поставки услуг, которое зафиксировал общедомовой или индивидуальный прибор учета (если это может быть зафиксировано счетчиками). Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, он составляется в двух экземплярах для каждой из сторон.

Что делать, если в перерасчете отказывают?

Обратиться в жилищную инспекцию. Эта организация призвана защищать права граждан в вопросах предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Как осуществляется перерасчет за жилищно-коммунальные услуги в случае временного отсутствия жильцов?

Перерасчет  производится в случае отсутствия жильца более пяти календарных дней.  Перерасчет можно потребовать при условии отсутствия счетчиков за  следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение. Плата за жилищные услуги не пересчитывается, и этому есть объяснение – подъезд и двор убираются вне зависимости от того, проживают в доме на данный момент все жильцы или нет.

Для того, чтобы произвести перерасчет, необходимо не позднее одного месяца после окончания временного отсутствия в письменной форме подать заявление на перерасчет, приложив к нему документы, подтверждающие отсутствие. Это могут быть копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице и  другие документы, способные подтвердить временное отсутствие жильцов (статья 93, раздел VIII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Перерасчет должен быть произведен в течение пяти рабочих дней.

В каком случае организация – поставщик услуги может приостановить поставку жилищно-коммунальной услуги?

Без предварительного уведомления потребителя может быть приостановлено предоставление коммунальных услуг в случае возникновения угрозы аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, а также возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

В случае неполной оплаты потребителем поставщик вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг только через месяц после письменного уведомления потребителя. Причем «неполной оплатой» считается задолженность по одной или нескольким услугам, превышающая 6 ежемесячных размеров оплаты. После получения уведомления у должника есть месяц для того, чтобы погасить образовавшуюся задолженность. Если он не сделает этого, за три дня до осуществления отключения последует еще одно уведомление. Возобновление поставки услуг в полном объеме производится в течение двух календарных дней с момента полного погашения задолженности.

Поставщик услуги должен за месяц предупредить о проведении планово-предупредительного ремонта, об отключениях, вызванных фактом самовольного подключения или использования приборов и оборудования  мощностью, превышающей  технические характеристики внутридомовых инженерных систем.

О плановых перерывах предоставления коммунальных услуг потребитель должен быть проинформирован не менее чем за 10 рабочих дней.

Капитальный ремонт жилья: вопросы и ответы

Кто формирует краткосрочный план проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов?

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждена Региональная программа (долгосрочная) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Татарстан на 2014-2043 гг., в которую включены все многоквартирные дома, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Данная (долгосрочная) программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из технических, организационных, финансовых критериев. Таким образом, учитывались сроки ввода дома в эксплуатацию, дата последнего капремонта, состояние конструктивных и инженерных систем дома с учетом их износа и нормативного срока службы.

В целях реализации Региональной программы (долгосрочной) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов, органами местного самоуправления муниципальных образований ежегодно утверждаются Муниципальные краткосрочные планы и направляются в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. На основании муниципальных краткосрочных планов Министерство разрабатывает региональный краткосрочный план реализации Программы, который утверждается Постановлением Кабинета Министров РТ.

За счет каких средств региональный оператор осуществляет капитальный ремонт?

Фонд капитального ремонта образуют: взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Татарстан, местного бюджета.

 Можно ли перенести капитальный ремонт на более ранние сроки?

Сроки капремонта передвинуть можно – при ежегодной актуализации региональной программы. При этом, решение о досрочном проведении капремонта собственники жилья должны принять на общем собрании и через лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ) уведомить орган местного самоуправления.

Важный момент: капремонт может быть проведен досрочно только в случае накопления достаточной суммы. Если у собственников не хватает средств на капитальный ремонт, то они могут увеличить размер  ежемесячной платы или взять кредит в банке.

Зачем платить взнос на капремонт в новых домах?

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В любом здании несущие конструкции и инженерное оборудование со временем утрачивают свои свойства частично или полностью. Чтобы накопить средства на ремонт, потребуется немало времени. Собрать сумму, необходимую для проведения капремонта, помогут ежемесячные взносы, накопленные в течение нескольких лет.

Чем отличается «Капитальный ремонт» от «Текущего ремонта и содержания жилья»?

«Капитальный ремонт» и «текущий ремонт и содержание жилья» являются разными видами платежей за помещение в многоквартирном доме. Под капитальным ремонтом следует понимать комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Жилищным кодексом РФ утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту может быть дополнен следующими услугами и (или) работами: утепление фасада, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Содержание жилищного фонда включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния, а именно:

- технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;

- выполнение мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;

- незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;

- выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (подъездов, чердаков, подвалов) и придомовых территорий, в том числе по уходу за зелеными насаждениями.

Перечень работ, входящих в плату за текущий ремонт содержится в приложении N 7 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170

Особенности и различия между спецсчетом и счетом у регионального оператора.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального общего имущества.

При этом в части 3 статьи 170 ЖК РФ определил, что собственники могут сформировать фонд капитального ремонта многоквартирного дома всего двумя способами.

Первый из них - это перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях  формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

Второй предусмотренный способ - это перечисление взносов на капитальный ремонт на счет Регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении Регионального оператора.

Специальный счет

Специальный счет - счет, открытый в кредитной организации, денежные средства на котором сформированы за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, процентов, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете, и предназначенный для перечисления средств  на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Счет у Регионального оператора или «общий котел»

Счет у Регионального оператора или «общий котел» - это аккумулирование взносов собственников на капитальный ремонт на счете Регионального оператора.  На счет Регионального оператора поступают средства со всех домов республики, которые решили накапливать средства в «общем котле». Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одном многоквартирном доме, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования (в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона РТ  52-ЗРТ).

Общий котел подходит для всех домов, но прежде всего старых, ремонт которым требуется в первую очередь, а жители не в состоянии собрать сразу крупную сумму или привлечь заемные средства.

Разница между способами формирования фонда капитального ремонта

Региональный оператор наделен более масштабными функциями по:

- аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений,

- осуществлению функций технического,

- финансированию расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД,

- привлечению для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключение с ними от своего имени соответствующих договоров,

- контролю качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации,

- приемки выполненных работ.

Здесь хотелось бы отметить плюсы формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора:

- казначейский учет средств (государственный контроль средств всех источников от поступления в республику до перечисления подрядной организации);

- регистрация сделок по приобретению материалов для проведения капитального ремонта на электронной площадке (контроль завышения стоимости закупочных материалов);

- критерии отбора подрядных организаций, позволяющих исключить участие недобросовестных, финансово – неустойчивых подрядных организаций, организаций не зарекомендовавших себя на практике и т.д.

Если собственники выбирают специальный счет, всей организацией процесса им нужно заниматься самостоятельно либо с привлечением профильных организаций.

Твердые бытовые отходы: вопросы и ответы

Куда можно сдать отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, градусники и батарейки?

На территории республики сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и градусников осуществляют 13 организаций, сбор отработанных батареек производится 3 организациями. Эта информация имеется в сети Интернет, но информировать граждан о таких организациях обязаны органы местного самоуправления. К сожалению, большинство сборщиков указанных видов отходов неохотно работают с физическими лицами, предпочитая принимать партии отходов. Приходится также признать, что граждане испытывают большие неудобства, когда пытаются сдавать такие отходы в специализированные организации, поскольку сеть специализированных сборщиков в республике не развита. 

Порядок обращения с ртутьсодержащими лампами урегулирован «Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681).

Пунктом 8 указанных Правил установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключённый собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключённого с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (пп. /д. 1/ п. 11 Правил).

Правилами также достаточно подробно регламентируется порядок определения мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, порядок транспортирования, размещения, обезвреживания и использования данного вида отходов. Очевиден и источник финансирования необходимых затрат – тарифная надбавка.

29 декабря 2014 года принят Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

После вступления в силу отдельных положений указанного закона в Российской Федерации будет установлен новый порядок обращения с отходами, включающий территориальные схемы обращения с отходами, региональные программы обращения с отходами и осуществляемую в соответствии с ними деятельность региональных операторов по обращению с отходами. Законом также устанавливаются и источники финансирования затрат, формируемые на основе утилизационного сбора. Т.е. сбор данного вида отходов будут осуществлять региональные операторы, а необходимые затраты будут финансироваться из средств, которые граждане уплачивают в момент покупки товара как составляющую на утилизацию в цене товара.

Почему не все населённые пункты охвачены системой централизованного сбора отходов?

Это связано с пробелами в законодательстве. Действующая до недавнего времени редакция Жилищного кодекса РФ не предусматривала обязательств для собственников объектов индивидуального жилищного фонда заключать договоры на вывоз отходов. Эта проблемность в законодательстве устранена Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Данным законом в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на вывоз твёрдых коммунальных отходов.

Указанные пробелы в законодательстве долгое время были причиной того, что в сельских населённых пунктах не все жители заключали договоры на вывоз отходов, что делало нерентабельной работу предприятий коммунального комплекса при оказании услуг по санитарной очистке территорий населённых пунктов. 

Как можно повлиять на санитарное состояние мусорной контейнерной площадки?

Необходимо направить письменное обращение в органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы по ст. 3.6. (Нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами) Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.

Такими органами в Республике Татарстан являются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, а также Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Почему не развита сеть пунктов приёма утильсырья?

Действовавшее до недавнего времени законодательство не предусматривало экономические механизмы для организации таких пунктов и стимулирования их работы. Этот недостаток устранён Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, которым установлен правовой институт расширенной ответственности производителей за утилизацию утративших потребительские свойства изделий. Деятельность по организации пунктов приёма утильсырья будет осуществляться региональными операторами по обращению с отходами. Региональные операторы будут определяться по результатам конкурсного отбора после вступления в силу соответствующих положений закона. Средства на организацию пунктов приёма утильсырья формируются за счёт утилизационного сбора.

Почему на наш полигон ТБО везут отходы из других муниципальных районов?

Законодательство не предусматривает каких-либо ограничений для приёма отходов из других муниципальных образований субъекта Российской Федерации, либо даже из других субъектов Российской Федерации. Более того, такая межмуниципальная интеграция деятельности по обращению с отходами предусмотрена законодательством в качестве стратегического направления модернизации действующей отраслевой коммунальной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Важно, чтобы при организации межмуниципальных полигонов эти объекты соответствовали требованиям природоохранного законодательства, а логистика транспортирования отходов соответствовала бы проводимой в республике тарифной политике.

Что делать с отработанными автомобильными жидкостями (маслами, антифризами), образующимися у владельцев частного автотранспорта?

До вступления в силу положений законодательства о расширенной ответственности производителей за утилизацию утративших потребительские свойства изделий, обязывающих производителей товаров обеспечивать их утилизацию, т. е. до 2019 года, автовладельцам лучше всего пользоваться услугами автосервисных организаций, поскольку эти организации в состоянии сформировать товарные партии отработанных автомобильных жидкостей, представляющие интерес для переработчиков. Кроме того, в отношении деятельности автосервисных организаций, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными органами осуществляются мероприятия по государственному экологическому надзору, что значительно снижает риск причинения вреда окружающей среде. 

 

 

 

 

 

Вернуться к списку вопросов

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования