26 сентября в рамках работы проектной площадки «Пространство, инфраструктура, реальный капитал» прошли две экспертные консультации, посвященные вопросам скоростных транспортных связей в республике и обсуждению проекта эко-зоны «Волжско-Камский поток». Председательствовал на консультациях заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ – главный архитектор РТ Владимир Кудряшев.
На экспертной консультации «Задачи исследований по развитию системы скоростных связей. Определение очередности строительства. Стратегические мосты РТ, выбор створов мостов» проектировщиками были выдвинуты предложения по трассировкам скоростных видов транспорта, к которым были отнесены ВСМ, железные дороги с укоренным сообщением, автомобильные дороги; обсуждалось как строительство новых магистралей, так и реконструкция существующих. Основные предложенные направления развития: Казанская агломерация – Камская агломерация (в рамках транспортного коридора Москва – Урал), Казанская агломерация – Альметьевская агломерация (коридор Северо-Запад РФ – Казахстан – Китай), Камская агломерация – Альметьевская агломерация (коридор Ижевск – Татарстан – Оренбург – Казахстан), а также направления: Казань – Пермь, Казань – Самара, Казань – Ульяновск, Казань – Йошкар-Ола – Киров.
В ходе дискуссии выдвигались различные замечания и предложения со стороны представителей министерств правительства Республики Татарстана, а также представителей экспертного сообщества. Часть предложенных проектов были одобрены в качестве первоочередных.
Проектировщикам были даны рекомендации по уточнению очередности реализации предложенных проектов и по привлечению к обсуждению других заинтересованных сторон, в частности представителей Российских железных дорог.
Отдельная часть обсуждения была посвящена мероприятиям в быстро развивающихся Казанской и Камской агломерациях, необходимости скорейшего строительства отдельных объектов (например, южный обход города Казани), уточнению трассировки других, например, мост через Каму в районе Камской агломерации.
На рабочем совещании «Проект эко-зоны «Волжско-Камский поток» – ареал, система расселения, инфраструктура, проектная модель управления» разработчики Стратегии предъявили идею создания единой программы для комплексного планирования и развития прибрежных территорий Волги и Камы. Основной акцент был сделан на рекреационном, туристском и жилом использовании данных территорий, повышении уровня связности прибрежных городов и сел, их развитии не только как сервисных центров, но и как полноценных элементов системы расселения республики. Также была отмечена необходимость регулирования процессов экстенсивной субурбанизации и сложившихся имущественно-земельных отношений, что должно обеспечивать доступ к воде всех категорий граждан.
Участники обсуждения отметили важность и необходимость особого подхода к уникальным ландшафтам и историческим поселениям указанной территории. Были высказаны различные точки зрения, содержащие видение первоочередных проблем водного фронта Татарстана: пожелания аккуратного и консервативного подхода при рассмотрении Волжско-Камского экологического коридора в проектном залоге с одной стороны и необходимость эффективного природопользования с другой.
По мнению разработчиков, «эко-зона «Волжско-Камский поток» может стать не только сильным туристическим брендом федерального и даже международного масштаба, но и образцом нового формата жизнедеятельности – единым комфортным пригородом между Казанью и Набережными Челнами».
Все полученные рекомендации и замечания по итогам мероприятий 25-26 сентября будут прорабатываться экспертами и найдут отражение в проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.