Коммунальное будущее регионов

10 марта 2016 г., четверг

Участники сферы ЖКХ рассказали об итогах лицензирования УК и о необходимости повышать квалификацию кадров

В канун Дня работников ЖКХ, который, как правило, превращается в целую декаду, самое время подвести итоги работы в одной из самых сложных отраслей, обозначив основные вехи развития на год грядущий. Необходимость обеспечения жилищной грамотности населения, капремонт и модернизация основных фондов, повышение профессионализма сантехников и электриков — эти задачи и перспективы жилищной сферы обсудили чиновники и жилищники в ходе круглого стола, организованного редакцией журнала «Вестник. Поволжье».

Каковы основные тенденции развития сферы ЖКХ в 2016 году? В каких направлениях работы в этом году видите наибольшую перспективу и над чем будете работать?

Ирек Файзуллин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан:
— Сфера ЖКХ достаточно специфична и требует колоссального внимания ко всем своим отраслям, поэтому выделить одно или несколько направлений достаточно сложно. Пожалуй, наиболее массовым и волнующим население является вопрос капитального ремонта многоквартирных домов. В нынешнем году запланирован капремонт 830 объектов. Ведется работа по установке населением приборов учета коммунальных услуг. Помимо этого в 2016 году планируется перевести на индивидуальные системы отопления 1 тыс. 700 квартир и построить подводящие сети газоснабжения. Важной является и программа ремонта систем отопления объектов социального назначения. В 2016 году выделено финансирование на проведение работ по замене котлов в котельных, обеспечивающих теплоснабжение объектов бюджетной сферы РТ, в размере 67,45 млн рублей на СМР и 2,4 млн — на проектные работы.

Николай Уханов, заместитель главы администрации г. Перми:
— Сфера ЖКХ — традиционно одна из самых проблемных во всех городах России, это показывают и соцопросы, и количество жалоб от жителей. Сегодня в Перми зарегистрировано 194 управляющие компании. Из них только восемь являются крупными и имеют в управлении более 300 тыс. кв. метров жилья. Большое количество мелких УК ведет к тому, что они не имеют достаточного количества оборотных средств и не могут обеспечить необходимый уровень услуг и работ по текущему ремонту. Они не имеют достаточного штата специалистов, что заметно даже по качеству уборки снега на дворовых территориях. В 2015 году создана муниципальная УК на базе муниципального предприятия, которая стала альтернативой частным УК. Сегодня под ее управлением находится 40 тыс. кв. метров жилья. В 2016 году планируется, что компания заработает в полную силу. Вообще же задача и тенденция в ЖКХ одна — повышение качества работы и оказания услуг, развитие коммунальной инфраструктуры. У нас в городе, к примеру, реализуется проект модернизации Закамского теплового узла, который предполагает поэтапную установку индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).

Дмитрий Романов, исполнительный директор НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ»:
— Проблем в ЖКХ хватает, но и качественный сдвиг налицо. Взять только один пример — систему теплоснабжения. Сейчас в домах установлены узлы погодного регулирования, и жители платят за тепло в зависимости от температуры на улице, то есть по факту. Сколько в дом поступило в месяц тепла, столько мы и оплачиваем. Или закон о лицензировании управляющих компаний. Сейчас каждая УК и каждое ТСЖ обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, у нас появился свой республиканский мониторинг жилищного фонда. Это очень большой шаг вперед в упорядочении работы в этой сфере. Но вообще работы еще непочатый край. Необходимо, чтобы в каждом доме, где управляет УК, был создан совет многоквартирного дома. Сейчас мы занимаемся поиском активных граждан. За 2015 г. мы обучили 800 активистов — инициативных граждан. В этом году хотим охватить около 1,5 тысячи. Эта инициатива позволит донести до собственников многоквартирных домов информацию о том, что представляет собой сфера ЖКХ, научить их, что делать, если возникает та или иная ситуация. А они, в свою очередь, могут научить жителей своих домов.

Марат Нуриев, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Уютный дом», г. Казань:
— С вступлением в силу закона о лицензировании появилась большая ответственность, которая тянет за собой необходимость повышения качества, и прежде всего качества работы персонала. А с этим у большинства управляющих компаний есть проблемы. Необходимо обучать работников, постоянно повышать их квалификацию. Мы у себя за год уже около 400 сотрудников обучили. Сантехников два года подряд перед отопительным сезоном учим, как правильно запустить систему отопления, и, поверьте, качество оказания данной услуги заметно выросло. Перед нынешней зимой обучали работников, которые будут сбрасывать снег с крыши. Даже дворника надо учить, как правильно держать метлу. Проблема в том, что рабочий персонал в ЖКХ пока нигде не обучают, они приходят к нам, и мы начинаем их готовить по всем специальностям. Пока это наша инициатива, но я уверен, что ее нужно внедрять во всех управляющих компаниях. А еще лучше — на государственном уровне.

Абрек Хайруллин, председатель совета директоров Союза коммунальных предприятий Республики Татарстан:
— Главным фактором успешной деятельности предприятий ЖКХ, по моему мнению, является высокая квалификация кадрового персонала. Планируется создание региональных центров оценки профессиональной квалификации ЖКХ. Это будет 64 региональных ЦОК ЖКХ в субъектах РФ, что позволит обучить более 4,5 тыс. работников. В Татарстане Союз коммунальных предприятий заключил соглашение о взаимодействии с Казанским энергетическим университетом. И сейчас на его базе обучаются ведущие специалисты и руководители предприятий ЖКХ. Вообще же в Татарстане планируется обучить более 19 тыс. работников ЖКХ.

Минувший год — первый год работы лицензирования УК. Можно подвести первые итоги. Какие можете отметить позитивные и негативные моменты?

Ирек Файзуллин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:
— Лицензирование выполнило свою главную задачу — повышение ответственности управляющих компаний перед потребителями жилищно-коммунальных услуг. Успешно сдали квалификационный экзамен 468 должностных лиц УК — соискателей лицензий. Лицензия предоставлена 251 управляющей компании. По результатам лицензирования с рынка предоставления услуг по управлению многоквартирными домами выбыло 18 недобросовестных управляющих компаний. То есть остались лучшие и сильнейшие. По состоянию на 1 мая 2015 г. в Татарстане осуществляли деятельность по управлению многоквартирными домами 233 управляющие компании, по состоянию на конец 2015 года имеют лицензию 250 УК, 464 должностных лица получили квалификационные аттестаты.

Николай Уханов, заместитель главы администрации г. Перми:
— В Перми по итогам лицензирования лицензии получили 194 управляющие компании, при этом многие из них не имеют жилого фонда в управлении. Для получения лицензии требовались хорошо оформленный сайт и правильно собранный пакет документов. Позиция сетеви-ков и городских властей практически не учитывалась. Поэтому отсева недобросовестных УК после лицензирования не произошло.
Методом воздействия на недобросовестные УК должен стать механизм отзыва лицензии. Отозвать лицензию у управляющей компании, используя административные действия, невозможно — только по решению суда. По данным Инспекции госжилнадзора по Пермскому краю, претенденты на отзыв лицензии уже есть. Это те компании, которые не исполняют в срок предписания надзорного органа.

Олег Анисимов, руководитель Департамента ЖКХ Зеленодольского района:
— Безусловно, сдача экзаменов для получения лицензии повысила уровень управленцев. Кроме того, теперь каждый дом закреплен за субъектом управления в специальном реестре. Этот порядок тоже очень важен: благодаря этому мы выявили массу нарушений, порядка стало больше. Поэтому, безусловно, закон о лицензировании внес свою лепту в упорядоченность, повышение качества услуг и гарантированность этих услуг.

Дмитрий Романов, исполнительный директор НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ»:
— Несомненно, произошел качественный сдвиг. Я являюсь членом лицензионной комиссии, и каждая УК в республике прошла через нас. Когда вступил в силу закон о лицензировании, некоторые компании вообще ушли с рынка. Остались только те, кто способен качественно решать поставленные задачи. Еще одна немаловажная деталь в том, что все замечания, которые сейчас поступают в УК со стороны вышестоящих инстанций, УК стараются в короткие сроки исправить. То есть вопросы и проблемы, конечно, сразу не исчезли. Но они стали решаться значительно быстрее.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International